К сожалению, все чаще и чаще в отечественных судах проходят судебные процессы, оставляющие больше вопросов, чем ответов. Не всегда их подробности становятся известны широкой публике – даже в том случае, когда на скамье подсудимых оказываются публичные фигуры. И зачастую общественный резонанс – едва ли не единственный способ для подсудимых привлечь внимание к отдельным особенностям конкретного судебного процесса и именно он дает шанс рассчитывать на действительно справедливое и беспристрастное судебное разбирательство. Гарантированное, между прочим, Конституцией РФ.
Около месяца назад в г. Ленск Республики Саха (Якутия) был вынесен не вступивший пока что в законную силу приговор в отношении главы администрации МО «Ленский район» Сергея Высоких. Муниципальный чиновник обвинялся в мошенничестве с использованием служебного положения – по версии следствия, им за счет средств бюджета, по завышенной стоимости, было приобретено здание, в котором предполагался к размещению детский сад. Одним из владельцев здания, выкупленного муниципалитетом, являлась супруга Высоких, что дало правоохранительным органам повод усомниться в прозрачности сделки и предположить наличие в ней коррупционного фактора.
В результате совокупных усилий прокуратуры, следствия и суда, сделка была расторгнута, Сергей Высоких получил три года общего режима, а детский сад в проблемном микрорайоне Ленска так и не появился. Хотя все предпосылки к этому были – но амбиции отдельных чиновников оказались важнее интересов полутора сотен семей, которые могли рассчитывать на места в дошкольном учреждении для своих детей. Впрочем, поговорить сегодня хотелось бы не о социальной справедливости, и даже не о приоритетах, которыми руководствуются власти при принятии тех или иных решений. Поговорить хотелось бы о свободе слова.
Да, казалось бы, при чем тут она? А дело заключается в том, что последние несколько лет право на свободное выражение своего мнения присвоила себе небольшая группа людей, гордо именующая себя «борцами с коррупцией». Они берут на себя право судить и навешивать ярлыки, делать какие-то выводы, основываясь на собственных представлениях о том, что правильно, а что – нет, и при этом не нести за это никакой ответственности вовсе. Частью это проблема несовершенства отечественного законодательства. частью – определенного рода внутренняя распущенность и отсутствие каких-то моральных рамок и ограничений, которые не позволяют нормальному человеку говорить, не думая.
При всем перечисленном эти люди оказываются абсолютно не готовы слышать мнение, альтернативное сформировавшемуся у них. И это стало особенно заметно после того, как участники прошедшего в конце марта в Ленске митинга позволили себе сказать несколько слов в поддержку главы МО «Ленский район» Сергея Высоких. Митинг как таково был посвящен социальным и экономическим проблемам территории, выступления касались некачественных дорог и удручающего состояния жилищно-коммунального хозяйства. выступающие ратовали за снижение тарифов на электроэнергию и введение дополнительных субсидированных рейсов в Иркутск и Красноярск из Ленска. И среди этих требований прозвучало несколько слов о том, что к делу Сергея высоких следует присмотреться чуть внимательнее. Что в этом плохого? Вроде бы, ничего. Но сразу же нашлись люди, которые с ходу повесили на всех присутствующих ярлык «поддерживающих коррупцию». Сами они нашлись, или же кто-то очень вовремя попросил их выступить именно в этом ключе? Вопрос остается открытым.
Давайте вспомним не столь давно отгремевшие скандалы с участием правоохранительной и судебной систем, когда абсурдные по сути своей приговоры были отменены только после прямого вмешательства Администрации Президента России – а до этого в полном единодушия порыве суды единолично и коллегиально выносили приговоры обвинительного толка. И точно так же в СМИ и на площадях находились люди, готовые безоглядно травить подсудимых и не оставлять им ни единого шанса на то, что в их конкретно случае имеет место ошибка. Страшная, удручающая, но, тем не менее, поправимая ошибка.
Мы не берем на себя смелость утверждать, что Сергей Высоких не виновен в инкриминируемых ему деяниях – для принятия подобных решений и формирования соответствующих выводов есть судебная система, в которой в подавляющем большинстве работают настоящие профессионалы своего дела. Но у любого человека есть право на сомнение – и более того, Россия как демократическое государство, гарантирующее своим гражданам свободу слова, обеспечивает право на высказывание своих сомнений. И кто дал право отдельным журналистам и общественным деятелям решать, что можно поддерживать, а что – нет, кому свобода слова дана, а кто лишен ее по определению – абсолютно непонятно.
Кто и на каком основании может обвинять жителей района в том, что они выражают поддержку человеку, которого дважды избрали на пост главы муниципального образования? Люди разные, и кто-то уверен в том, что конкретно этот чиновник должен сидеть в тюрьме, а кто-то уверен в том, что он трудился исключительно на благо своих избирателей. Несомненное достоинство нашей страны в том, что при условии соблюдения законодательства, высказывать свое мнение имеет право каждый. Вне зависимости от того, нравится это кому-то или не нравится. И хочется только надеяться, что мы не лишимся этой возможности из-за неумения или же нежелания слышать друг друга. А в остальном пусть разбираются профессиональные юристы.