Верховном суде Республики Саха (Якутия) должно было состояться рассмотрение апелляционной жалобы, направленной защитой Сергея Высоких – однако уголовное дело было возвращено в суд первой инстанции, и рассмотрение апелляции откладывается на неопределенный срок

Неожиданное продолжение получила история с экс-мэром Ленского района Сергеем Высоких, в начале марта 2017 г. осужденного к трем годам лишения свободы за якобы имевшую место попытку хищения средств федерального бюджета, выделенных на строительство детского сада. Напомним, что суть уголовного дела заключалась в том, что в собственности супруги г-на Высоких и его знакомых имелось нежилое здание, расположенное в Ленске, оцененное независимым оценщиком с учетом состояния в 57 миллионов рублей.
Когда в 2015 г. в авральном порядке руководство республики дало указание подыскать возможность освоения средств по целевой программе развития дошкольного образования, Сергей Высоких включил указанное здание в программу для выкупа за счет средств федерального бюджета – и была заключена сделка на сумму 56 миллионов рублей. Несколько месяцев спустя сделка была расторгнута, деньги возвращены в бюджет, однако правоохранительные органы посчитали, что в сделке имела место коррупционная составляющая – по мнению следственного комитета и прокуратуры, здание фактически стоило гораздо меньше заявленной суммы, и детского сада в нем по ряду причин размещено быть не могло.
В ходе судебного рассмотрения все эти вопросы становились предметом пристального внимания, аргументы защиты были достаточно убедительны, однако судом приняты не были, и по окончании процесса было вынесено решение о виновности Высоких в инкриминируемом ему деянии. Одновременно с этим в сети интернет развернулась целая кампания по дискредитации бывшего муниципального чиновника, инспирированная, по мнению ряда лиц, отдельными лицами из числа работников правоохранительной системы и руководства республики. Достаточно упомянуть лишь о том, что на сайте республиканской прокуратуры сообщение о вынесении обвинительного приговора с указанием назначенного наказания появилось раньше, нежели оно было оглашено судьей в зале судебного заседания.
2 мая 2017 года в Верховном суде Республики Саха (Якутия) должно было состояться рассмотрение апелляционной жалобы, направленной защитой Сергея Высоких на приговор – однако несколько дней назад стало известно, что уголовное дело было возвращено в суд первой инстанции, и рассмотрение апелляции откладывается на неопределенный срок. Представители СМИ обратились за комментарием в пресс-службу Верховного суда, где получили ответ, что перенос сроков рассмотрения связан с неготовностью адвокатов осужденного Высоких к процессу. Это сообщение спровоцировало очередную волну травли экс-мэра и его сторонников в ряде средств массовой информации, что не могло не привлечь внимания представителей объективно-ориентированной прессы.
Связавшись с защитниками Сергея Высоких и получив в свое распоряжение копию апелляционного определения судьи Верховного суда, которым уголовное дело было направлено обратно в суд первой инстанции, специалисты репортажной группы Pressuse пришли к выводу, что комментарий пресс-службы суда в том изложении, в котором он был приведен в ряде якутских СМИ, не соответствует действительности.
Как следует из текста определения, причиной для возвращения уголовного дела в Ленск послужили нарушения УПК РФ, допущенные судьей, рассматривавшей дело – в нарушение требования ст. 259 УПК, защитник и представитель гособвинения не были ознакомлены с протоколом судебного заседания, что является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы. То есть, проще говоря, председательствующий в процессе судья не проследил за тем, чтобы к моменту направления уголовного дела в вышестоящий суд все процессуальные моменты были должным образом соблюдены, и теперь должен устранить выявленные в Верховном суде нарушения.
Заявлять в этих условиях о неготовности защитника осужденного к процессу, по меньшей мере, странно – ведь абсолютно очевидно, что налицо недоработка работников судебной системы, и в этой связи становится понятным желание представителей пресс-службы Верховного суда не заострять на этом внимание общественности, традиционно перекладывая вину на представителей стороны защиты. С учетом этого момента, равно как и нездорового ажиотажа, сопровождающего это уголовное дело с момента его возбуждения, слова сторонников Сергея Высоких о заказном характере уголовного преследования начинают обретать под собой реальную почву – и хочется верить, что суд апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела отнесется к этим и иным более чем спорным, обстоятельствам должным образом.

