О целях и методах дознания в Слюдянке



Правоохранительная система любого государства может демонстрировать эффективность при одном лишь условии: системообразующим фактором в ее деятельности должен являться Закон. Как только представители власти берут на себя функции палачей и судей, пренебрегая требованиями закона, самое благополучное государство неизбежно превращается в того или иного размера концентрационный лагерь, население которого естественным образом разделяется на две неравные части: отбывающих наказание и охраняющих периметр. Несмотря на все усилия государства по искоренению порочного наследия советской правоохранительной системы, которая была по сути своей инструментом для перманентного подавления личности, отдельные проблемы в этой области все еще продолжают встречаться в современной России.
Чаше всего истории, подобные тем, о которых пойдет речь сегодня, не выходят за пределы душных и прокуренных кабинетов прокуратур и следственных отделов. О них всеми силами стараются позабыть и не допустить широкого их общественного обсуждения, поэтому зачастую недобросовестные представители полиции и иных силовых структур готовы идти на любые ухищрения, лишь бы не «опозорить мундир» и не дать правозащитникам и гражданским активистам лишнего козыря в борьбе с правоохранительным беспределом. И, как показывает практика, чем активнее пытаются сокрыть ту или иную историю, тем страшнее и нелицеприятнее та правда, что она в себе таит. В качестве примера можно привести месячной давности трагедию в соседнем с Иркутском Улан-Удэ, которая прогремела на всю Россию… Кстати говоря, исключительно благодаря общественному резонансу работа по этому уголовному делу ведется действительно активно и наступательно.
Однако вернемся в Иркутскую область, а именно в г. Слюдянку, которая последние несколько лет может с уверенностью претендовать на звание криминальной столицы Прибайкальского региона, подвигая с пьедестала давно и прочно обосновавшиеся там Братск и Ангарск. Последней каплей к этому послужило скандальное задержание, следствие и суд над несколькими жителями этого города, которых правоохранители обвинили в организации не много, ни мало, а преступной группы, которая якобы годами распространяла героин в Слюдянке и соседних с ней населенных пунктах. Следствие шло с абсолютно нескрываемыми нарушениями закона, и сопровождалось целым рядом скандальных историй – некоторые из них были достаточно подробно изложены в соответствующем материале, подготовленном сотрудниками редакции БАБРа.
При этом в ходе общения с жителями Слюдянки, во время сбора материала и проведения прочих сопутствующих журналистскому расследованию мероприятий, всплыли настолько неожиданные, а в чем-то даже и шокирующие факты, что было принято решение уделить особенностям работы местных правоохранителей отдельную страничку.
В частности, наше внимание привлекла история Александра Хорошилова, уголовное дело в отношении которого в настоящее время рассматривается в Слюдянском районном суде. Хорошилов обвинен органами предварительного следствия в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего – однако обстоятельствам этого загадочного случая пока что рано становиться предметом рассмотрения общественности – пока что идут судебные заседания. и мы бы не хотели, чтобы наша публикация была расценена как попытка оказать давление на судью. Однако вне зависимости от того, виновен или нет Хорошилов в инкриминируемых ему деяниях, это не дает сотрудникам правоохранительных органов ни малейшего основания к тому, чтобы применять незаконные методы дознания. А, по свидетельству целого ряда лиц, именно эта методика работы поставлена в Слюдянке на поток.
Александра, по его словам, на протяжение целой ночи избивали оперативники местного уголовного розыска, нимало не стесняясь того, что в соседнем кабинете крики Хорошилова слышал брат его гражданской жены. Приковав парня наручниками к стулу, «полицейские» наносили ему удары руками и ногами, наполненной водой пластиковой бутылкой по шее, вынуждая подписать признательные показания – и никоим образом при этом не интересуясь вопросом реальной причастности Хорошилова к смерти потерпевшего. То есть в то время, пока настоящий преступник разгуливал на свободе, сотрудники полиции вымещали свои детские комплексы, избивая беззащитного перед их зверством человека.
Впрочем, следует признать, что Хорошилову еще повезло – ведь нередко избиения и пытки в полицейских застенках оканчиваются куда как более грустно. Достаточно вспомнить лишь нашумевшую на весь Слюдянский район историю Алексея Бараева, который после многочасового допроса с пристрастием предпринял попытку суицида, и лишь чудо спасло его от неминуемой смерти. Кстати говоря, то уголовное дело, по которому Бараев проходил в качестве одного из основных фигурантов, обрастает всен новыми и новыми подробностями – и далеко не всегда эти подробности имеют положительный для представителей государственной машины оттенок.
Так, уже сейчас один из свидетелей, дававших показания против предполагаемого организатора преступной группы по распространению наркотиков Пачкова, заявляет, что был вынужден оговорить его под пытками оперативников. Однако заявить об этом прямо и открыто он смог только сегодня, так как до какого-то момента реально имел все основания опасаться за свои жизнь и здоровье. Неудивительно, если учесть, что в сознании жителей Слюяднки неизвестно, какое из слов звучит страшнее: «оперуполномоченный» или же «преступник». Да и к тому же, многие не видят разницы между этими терминами вовсе…
В распоряжении редакции портала имеются конкретные имена, фамилии, звания и должности лиц, причастных к осуществлению заведомо незаконных действий по отношению к подследственным по уголовным делам в отношении Пачкова, Бараева, Хорошилова и еще нескольких человек. Более того, мы обладаем достоверной информацией о том, что органы прокуратуры и следствия также этой информацией обладают, однако следователи СКР вместо того, чтобы пресекать незаконные действия, едва ли не приказывают сотрудникам полиции их совершать, гарантируя своего рода «прикрытие» в проблемных ситуациях. И практика показывает, что указанное прикрытие полицейскими действительно получается – за последние годы количество осужденных полицейских из числа офицерского состава находится на уровне низком, как никогда.
Да и следует признать, что борьба со злоупотреблениями со стороны сотрудников правоохранительной системы никогда не была в Слюдянке на высоте: достаточно вспомнить тянувшееся около 6 лет уголовное дело в отношении бывшего руководителя ОВД по Слюдянскому району Виталия Шафаревича – обвинительный приговор по превышению должностных полномочий которому областной суд отменял ДВАЖДЫ. Случай поистине уникальный, особенно, если учесть, что рядовому гражданину без погон надеяться на милость правосудия смысла нет абсолютно.
Впрочем, у Иркутской Фемиды еще есть шанс показать свою объективность и беспристрастность – в ближайшее время в Иркутском областном суде состоится рассмотрение апелляционной жалобы Пачкова, Бараева и еще целого ряда осужденных, обвинение которых было выстроено на конвеерной работе со свидетелями – в духе слюдянской полиции: пытки, угрозы, избиения, шантаж… Хочется верить, что тройка судей будет столь же внимательна к доводам заявителей, как ей это и предписано законом, и не поддастся столь часто обсуждаемому в СМИ обвинительному уклону правосудия.
А вот действия сотрудников полиции Слюдянки, равно как и сотрудников прокуратуры и СКР, их прикрывающих, все еще ждут соответствующей правовой оценки – все же кто-то должен взять на себя роль «чистильщика» Авгиевых конюшен, в которые превратилась правоохранительная система в этом небольшом байкальском городке. Ведь вести из Москвы убедительно доказывают – в России нет таких должностей и званий, которые бы полностью гарантировали их обладателя от проблем с законом – нужно просто очень постараться. А если постараться – то и столичных генералов сажают. Что уж тут говорить об одуревших от безнаказанности слюдянских старлеях...
Комментарии